Трехгранно-выемчатая резьба

Трехгранно-выемчатая резьба – самый древний вид геометрической резьбы, использовавшийся в русском народном творчестве для украшения домашней утвари. Резьбой украшали пряничные доски, солонки, ковши, шкатулки, прялки, сундуки.

Ее технология довольно проста, не требует разнообразных инструментов и выполняется ножом. На доску наносится рисунок, состоящий из простых геометрических элементов – треугольников, прямоугольников, трапеций, квадратов и ромбов, составленных в декоративные композиции. В работе чередуются два основных этапа – накалывание и подрезка. На этапе накалывания нож на 2-3 мм вводится в середину фигуры, но лишь слегка касается ее вершин. Далее в результате подрезки острием ножа, расположенным под углом 45–30° к поверхности доски, выбирается дерево из середины треугольника, образуя вдавленную выемку-пирамидку.

Старые, наиболее опытные мастера обычно выполняли резьбу без эскиза, импровизируя узор, менее подготовленные предварительно наносили на доску рисунок, состоявший из простых геометрических элементов – треугольников, прямоугольников, трапеций, квадратов и ромбов, составленных в декоративные композиции.

Техника вырезания элементов трехгранно-выемчатой резьбы достаточно проста. В работе чередуются два основных этапа – накалывание и подрезка. Например, для вырезания треугольника на середину его изображения наносится точка, в которую ставится нож под небольшим наклоном, чтобы его носик на 2–3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины треугольника. Затем от средней точки делается накалывание и к двум остальным вершинам.

После накалывания мастер приступает к подрезке, в результате которой острием ножа, расположенным под углом 45—30° к поверхности доски, выбирается дерево из середины треугольника, образуя вдавленную выемку-пирамидку.

Как правило, трехгранно-выемчатая резьба оставалась неокрашенной, но иногда тонировалась с помощью протравы, приготовленной из уксуса, в котором выдерживались металлические предметы (куски проволоки или гвозди). Высохшую после тонирования поверхность резной доски слегка отшлифовали, при этом выступающие элементы делались более светлыми, а резьба выглядела более контрастной и рельефной.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *