Сакральный смысл древнерусской прялки

Если Вас сегодня спросят «Для чего нужна прялка?», Вы, не задумываясь, ответите — что бы прясть! И, конечно, будете правы. Физическое предназначение этого агрегата, несомненно — получение нити, и не более того. Однако, не один другой предмет древнего быта не обладает такой красотой работы, орнаментом, зачастую вырезанном по дереву. Да и почти все виды сегодняшней русской росписи по дереву пришли к нам именно с прялок. Зачем же такой домашней утвари уделялось столько внимания? Так ли проста древнерусская прялка?

Ведь если мы отойдем от этой мнимой простоты и быта, то увидим глубинную сакральность этого одного из самых магических обрядовых инструментов древности! Сколько же лет прялке? Исследователей русского народного искусства В.С. Воронов утверждал:

«Чрезвычайно любопытно отметить, что орнаментация мезенских прялок сохраняет в себе формальные отражения очень древнего времени: указанный узор можно решительно сопоставить с греческой орнаментикой так называемого стиля Дипилон».

Вазы с указанным стилем были найдены в Дипилонском некрополе периода IX — VIII вв. до н.э. Однако, роспись мезинских прялок имеют признаки орнаментации более архаичной. Так что можно предположить, что первоисточник как раз-то на наших русских прялках! Есть даже мнение, что и сама прялка, и волшебный орнамент на ней — остатки культуры древней прародины ариев — Гипербореи.

Этот незамысловатый предмет быта объединил в себе гармонию творчества 2 начал: прялку творил только мужчина, вкладывая тот или иной сакральный смысл в орнамент, и она была традиционным мужским подарком женщине, которая творила на самой прялке. Таким образом прялка сама по себе символизировала гармонию мужского и женского творчества.

Прялки делались из различных пород дерева, характерных для конкретных местностей: ольха, клен, дуб. Однако, такой не менее сакральный предмет как веретено делался чаще из березы — самого русского дерева, наделенного не менее сакральным смыслом и волшебством.

Вертикальная часть прялки — лопаска, куда привязывалась кудель — была самой расписной. Это — сакральное Сердце древнего орудия производства. А зачем расписывать часть, которая все равно будет закрыта от глаз сырьем?

Давайте для начала изучим типичные орнаменты. Можно условно выделить 3 характерных узора «Сердца» прялки — символы солнца или резные солнцевороты, птичьи образы и растительный орнамент, расположенные на едином стволе. Все эти орнаменты восходят корнями в глубочайшую древность и символизируют наивысший источник мироздания.

Солнечные символы — образ истока жизни нашей системы, планеты и всего живого вокруг. Фактически, это — центр мироздания нашего материального мира. Многочисленные вихревые лучи солнцеворотов сходятся в одной точке -сердцевине, Сердце Солнца. Эта точка не символизирует само Солнце как местное светило. Сакральный смысл лежит гораздо глубже: весь мир, вся Вселенная, любое новое начинание и даже сама новая жизнь разворачивается из одной точки. Точка — это абсолютный ноль, изначальность. Это ВСЁ и НИЧЕГО одновременно. Таким образом центр солнечных символов на древних прялках фактически символизирует изначальность всех начал, исток — то, что сегодняшние философы назовут Абсолютом. Образы птиц, зачастую с головой женщины, символизирует посланника Высшего мира, посредника между людьми (материальным миром) и миром Высшим (миром тонким). Эти птицы — источник всех мудростей и знаний (сравните образ птицы Гамаюн и Алконост в русских сказках.)

Растительный орнамент, расположенный на едином стволе — это образ Древа мира — всего мироздания, всей видимой и невидимой Вселенной. Стволом этого древа являться некий единый коридор, связывающей все миры-листочки этого древа: и проявленные, и непрояленные. Т.е. это — единая ось мироздания. Она же связывает мир живых и усопшихъ. Получается, образ Древа мира символизирует еще и нашу связь с предками, с Родом.

Итак, в самом Сердце прялки вешалась кудель. Фактически она помещалась между самыми сакральными символами прялки — символом всего мироздания, связи с Высшим миром, с духом солнца (и иных солнц), с наивысшим Творцом — и самой пряхой, той кудесницей, что собиралась творить нить.

Исследователь духовной культуры славянских народов А.Н. Афанасьев отмечал, что «выражение «нить жизни» пользуется гражданством во всех индоевропейских языках: счастливый ход жизни соответствует ровной, гладкой нити, и, наоборот, жизнь, исполненная страданий и бедствий, тянется суровою узловатою нитью, опутывает человека, словно сетями и налегает на него тяжелою обузою. Во-вторых, образовалось убеждение, что девы судьбы суть вечно работающие пряхи: своими руками они прядут жизненную нить и вплетают в нее все, что должно совершиться с человеком во время его земного существования».

Образы богинь судьбы-прях встречается в различных культах по всему земному шару. Именно они обладали невиданной властью — им подчинялись даже Боги! Ведь и их нити судьбы они держали в своих руках, впрочем как и нити всей Вселенной! В одной древней северной легенде сказано «Очень давно, когда не было ни людей, ни даже самой Земли, а Вселенная пребывала в изначальном хаосе, только Великая Небесная Пряха сучила бесконечную нить жизни Вселенной. Она скручивала бесформенные пучки хаоса в тугие нити жизни, наматывала их на свое веретено и, когда клубок становился большим, снимала его с веретена и бросала в океан Вселенной» (http://sherstennikov.ru/предание-о-матери-пряхе.html).

А ведь и это отнюдь не лишено смысла — действительный член Русского географического общества РАН и Санкт-Петербургского отделения Астрономо-геодезического общества России, доктор М. Г. Виноградова пришла к выводу, что:
«Для описания наблюдаемого движения галактик единственно подходящими спиралями оказываются эвольвенты окружности, развивающиеся вокруг поперечных сечений конуса вращения. Эвольвента есть линия, описываемая концом натянутой нити, сматываемой с круглой катушки, или наматываемой на катушку».
(Виноградова М. Г. Теоретический анализ кинематики движения галактик // Информационно-реферативный бюллетень No 2 И нтеллектбанка. — Томск. 1991. — РС 110 от 9.08.1991. С. 9 10.)

В этом и кроется самый сакральный смысл самого древнего магического атрибута любой хозяйки — прялки. Процесс прядения — это повторение механизмов Космоса на физическом бытовом уровне. Кудель бралась символично именно из того места, где и находилось Сердце прялки — символы Солнца или резные солнцевороты, птичьи образы и растительный орнамент (о Высшем символизме которых мы говорили выше). Т.е. фактически кудель, вплетаемая в нить, символизировала первичную энергию Абсолюта, первоматериал, который женщины упорядочивали и структурировали в новую ее материальную форму, подобно как Творец из хаоса упорядочил и структурировал Пространство, созидая новые и новые миры.

И эту новую структуру женщины наматывали на веретено по часовой стрелки, закручивая положительное торсионное поле. Само веретено таким образом было вплетено в мировую систему торсионных полей — своеобразную ось нашей Вселенной, Древо мира. А если учесть, что прялки передавались из поколения в поколение, представьте, какие наработанные торсионные поля были у обычного веретена! В них была накоплена колоссальный заряд космической энергии. Недаром сохранилось поверье класть веретёнце в постель больному ребенку. Веретено просто служило аккумулятором, дающим ребенку новые силы, хранимые им от самих Богов.

На некоторых старинных прялках встречается и еще один сакральный символ, дополняющий функциональность этого великого механизма — на донце прялки, на котором сидела пряха, изображался цветок Одолень-травы — символа чистоты. Он связывал магический механизм прялки с лоном пряхи — храмом женского творчества. Творя физическую нить, женщина творила и упорядочивала Пространство вокруг себя, для своей семьи, выстраивала защиту своим детям, роду, народу. Любая мысль во время процесса прядения приобретала мощный мыслеобраз и получала мощный импульс реализации.

Недаром в ведическом санскрите — самом сакральном языке планеты — сохранилось столько однокоренных прялке слов со значением творения.

рrajan — возникать, рождаться
prajana — произведение потомства, зачатие
praja-pati- Владыка созданий, эпитет Творца, царь, эпитет 10 владык, созданных Брахмой и являющихся творцами и прародителями человече­ства
prajeca (praja+ica)-владыка существ, бог,творец
(Жарникова С. В. Мир образов русской прялки. — Вологда: Областной научно-методический центр культуры, 2000. — 48 с.)

Отсюда и берут начало заговоры на нить: от сглаза, от болезней, от порчи и т. п. Итак, подведем итоги: прялка — древнейший механизм творения. Женщина получала энергию из самого центра мироздания, а прядя, уподоблялась Самому Творцу. Прялка — медитативный энергетический механизм, дающий возможность путешествовать по Древу мира и получать знания и энергии всех миров, механизм, помогающий закладывать программы для себя, родных и мира на будущее, и даже меняющий настоящее и прошлое. Прялка — мощный механизм реализации «запланированного» на физический план. Прялка — еще и связь с Вашим Родом, с его опытом и знаниями. Так где же прялка Ваших бабушек?

Пряха
(А.Голубев)

Есть одна девушка — имя ее Забава.
И живет она за рекой, около леса,
В доме живет, который отец ей поставил.
Славный отец — наимённый Великий Плотник… —
Дом на Земле, но с Землей не вращается вовсе!..

Есть один юноша — только имя его потаенно…
Но известно, что сын он искусной Пряхи.
Пряха потянет нить золотую с Востока —
Сразу Заря в руках ее наступает… —
Только потянет с Запада нить голубую —
Сразу Закат в руках ее наступает…

Пряха рубашку ткет сыну на праздник —
Праздник, который все и для всех расставит!..

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *