Пасха или Великдень?

Куличи, яйца, застолье с родственниками — это всем хорошо известные символы Пасхи. А откуда пошли все эти традиции, имеют ли они связь с древней исконной верой предков?
Сегодня во многих неоязыческих культах этот день называют «Великдень» и говорят о его древнем языческом происхождении. Ведь на Пасху заканчивается христианский Великий пост. Потому Пасху иногда называли «Великий день», день окончания Великого поста. Само слово «великдень» имеет греческое происхождение. Согласно этимологии старо-славянское «великъ дьнь» — это калька с греческого μεγάλη ἡμέρα (дословно «великий день»), и пришло это выражение к нам именно из христианского священного писания, потому что Христос был распят на иудейский праздник Песах, который в греческом переводе и звучит как «великий день».
Если обратиться к истории, то становится понятно, что праздник Песах ни с Христом, ни с его воскрешением ничего общего не имеет.
Песах — это центральный иудейский праздник в память об исходе евреев из Египта. И смысл его заключается в следующем. 400 лет евреи находились в рабстве у египтян (Быт. 15:13). Бог, чтобы освободить «богоизбранный» народ, послал на египтян 10 казней, и только после десятой фараон отпустил евреев на свободу (Исх. 12:31-33). Согласно Пятикнижию (Исх.12:22,23), накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. «Пейсах» на тогдашнем языке  означает «пройди мимо». Их Бог «прошёл мимо» домов евреев, и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы. Вот такой «веселый» праздник празднуется иудеями уже не одну тысячу лет. И согласно Евангелию от Матфея (27:15-26) распят был Иисус в празднования Песаха:
«На праздник же Пасхи (иудейского Песаха — прим.автора) правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ….. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить….. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.» Таким образом, современная Пасха не имеет древних корней верований наших предков. Да и традиции этого праздника, приписываемые остаткам древнего солнечного культа славян — ошибочны. # В этот праздник, кстати говоря, иудеям запрещено употреблять в пищу хлеб и любые иные зерновые продукты, особенно на закваске. Откуда тогда пошла традиция куличей?
Прообразом же кулича принято считать пасхальный греческий хлеб артос, и это естественно, поскольку православное христианство пришло на Русь из Греции и принесло с собой греческие церковные традиции, одной из которых и является печь на праздник Пасхи пасхальный хлеб артос. Первые упоминания об артосе датируются XII веком. Однозначно и никакой сакральной связи с мужскими половыми органами, как символом новой жизни, так же в древних писаниях нет.
Сегодняшняя кружевная сдоба – не такое уж и древнее завоевание кулинарной практики. Понятно, что несколько веков назад русская выпечка такой быть не могла. Ведь, согласитесь, трудно предположить, что в крестьянской избе даже в начале XIX века были специальные формочки (глиняные, медные?) для выпекания этого изделия.
Очевидно, что еще 200 лет назад кулич в России выпекался без формы. Он был подовый, т.е. готовился либо на «поду» в печи, либо на противне. Этот тип кулича сохранился надолго. Собственно еще в первой половине XX века в деревнях нередко его таким и пекли.

Фрагмент картины Николая Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии», 1891

Фрагмент картины Владимира Маковского «Молебен на Пасхе», 1887

Ритуальная выпечка, бесспорно, была и у наших предков. Советский и российский историк-скандинавист, геральдист, специалист по истории международных отношений, крупнейший знаток русской кулинарии В. В. Похлёбкин считает, что раньше на Руси куличи могли печь два-три раза в год, то есть не только на Пасху, но и по самым большим праздникам.
По мнению автора многих публикаций о славянских праздниках и традициях к.и.н. В. Г. Холодной, на кулич могла повлиять традиция обрядовой выпечки. Такой обрядовый хлеб действительно выпекали обычно в преддверии полевых работ из кислого, заквашенного теста. Этот сакральный хлеб крестьяне использовали в продуцирующих и охранительных обрядах, его остатки — в гаданиях об урожае и приплоде скота.
В подведении итогов всего выше описанного придем к сухому остатку: кулич — атрибут для русского сердца новый, это особая полюбившаяся, но чисто христианская традиция. Не следует искать в ней глубинный сакральный смысл древней ведической культуры.
А вот что касается традиции крашеных яиц — она имеет более древние и глубокие корни.
Плиний Старший писал, что римляне употребляли окрашенные яйца при игрищах, храмовых обрядах и ритуалах. У римлян также был обычай в начале праздничной трапезы съедать печёное яйцо, что означало успешный зачин нового дела. Плутарх пояснял эти традиции тем, что яйцо подобно Солнцу, которое всё оживляет и возрождает.
Есть все основания полагать, что обычай красить яйца на Пасху связан с дохристианским празднованием весны. Яйцо у многих народов являлось олицетворением животворной силы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца. В верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян, славян яйцо было символом рождения и возрождения.
Как знаем из русских сказок, смерть Кощеева хранилась также в яйце. Т.е. яйцо ассоциировалось с некой точкой изначальности, из которой все вышло. Чтобы победить Кощея Бессмертного в русских сказках, герою нужно было убить его в самой его изначальности!
Всероссийский религиозный союз Русская Народная Вера считает, что обрядовость современной православной Пасхи относительно нова и не имеет древнего ведического происхождения. Однако, это стало, бесспорно, любимой традицией нашего народа, неотъемлемой частью его исторической самобытности.
Будете вы вкладывать какой-то сакральный смысл в кулич и крашеные яйца, или нет — это ваше личное дело. Но ничего зазорного в поедании яиц и кулича в этот день с благодарностью нашим предкам — нет.

Оставить комментарий