Масленица — великий исконный русский солнечный праздник

Масленица — самый разгульный народный праздник испокон веков на Руси. Именно потому в языке для описания этого праздника используют такие эпитеты как «широкая» или «честная». Истоки этого праздника кроются в глубокой древности и имели важнейший религиозный смысл.
Многочисленные исторические документы свидетельствуют о том, что еще до князя Владимира на священном Киевском холме стояли кумиры древних богов наших предков, в числе самых почитаемых из которых были Перун и Велес (Волос). Этими именами клялись русские князья при заключении мирных договоров с греческими императорами. В состав Олеговой дружины, однако, входили и народы с берегов Балтийского моря — варяги, литовцы и др. И Перун, по мнению ряда исследователей, был именно варяжским и литовским богом (ср. Perkunas — главный бог балтийской мифологии). Главным же богом славянских племен был именно Волос (Велес), чьи великие функции позднее были упрощены до функций «скотьего божка».

Сборную дружину Олега объединяла не единая вера, а единое устремление интересов. Потому на Киевском холме и было представлено такое многообразие кумиров — дабы не оскорблять веру дружинников разных племен. Поэтому в греческом договоре клянётся каждый своим богом: варяги и балты — Перуном, славяне — Волосом (Велесом). И даже в русском языке — главном хранителе подлинной истории нашего государства — осталась память именно о Волосе (Велесе), а не о Перуне: волоха- кожа, волохатый-косматый, волочай-жир, воложно-жирно, масляно.

Память о боге запечатлена и в названиях сакральной реки Волги, а также в старинном названии Плеяд, сохранившем своё название в древних славянских памятниках как «Власожельци», «Власожелишти», а в народе известные как Волосожары. Кстати, о связи Велеса с Солнцем и его «сестрами» Плеядами говорят и многие дореволюционные исследователи: «Так Масленица посвящена древнему богу Солнца или Волосу и совершалась в начале весны» (https://dlib.rsl.ru/viewer/01003713303#?page=2)
Надо предполагать, что столь яркое народное празднование было приурочено к астрономическому событию — дню весеннего равноденствия. Так белорусская Камаедзица праздновалась неделю после весеннего равноденствия на пространстве всей Восточной Европы. Праздник был связано с периодом, когда зима отступает и когда пробуждаются медведи. Медведь являлся одним из воплощений бога Велеса, покровителя домашних животных и мира усопших. Медведь олицетворял дух природы — ведь он пробуждался подобно природе от зимней спячки.

На Руси столы в этот день всегда изобиловали яствами, добываемыми от скотоводства: мясом, салом, маслом… В этот же день пекли и блины — очень древнюю еду, придуманную задолго до появления хлеба. И конечно же, их хорошенько промасливали. Круглые, горячие лепешки и блины олицетворяли собой Солнце, которое наконец «повернулось на день» и теперь с каждым разом будет светить и греть все больше и больше. Так что получается, что Масленица — языческая древняя традиция празднования начала земного года — дня весеннего равноденствия, проходившая под эгидой бога Велеса. Обилие масла, молока, сметаны и сыра в сохранившихся традиционных блюдах Масленицы, служат лишь подтверждением тому. Эти утверждения поддерживаются и мнениями знаменитых исследователей русской старины Вс. Ф. Миллером и Б.А. Рыбаковым. Они считали, что в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у ряда народов, использующих солнечный календарь, является началом нового года.
Уже в поздний языческий период функции Велеса сводятся до обязанностей простого «скотьего бога», что еще больше закрепилось христианством, где образ древнего верховного бога предков слились с образом св. Власия, почитаемого на Руси покровителем стад. Христианские церкви по велению Владимира ставились отныне на местах древних требищ. Потому множество древних церквей, построенных во имя св. Власия, стоят именно на культовых местах наших предков, посвященных богу Велесу. А сдвиг празднеств по датам связан так же с христианством: нельзя было проводить такие широкие празднования в день Великого поста! Но и изжить их в памяти народа было невозможно, потому сегодня дата Масленицы напрямую зависит от начала Великого поста и выпадает на начало марта.

Есть у этого древнего праздника и поминальное значение. В многих регионах царской России сохранилась традиция класть первые блины на окно для усопших предков.

Есть утверждение, что и выражение «первый блин комАм» — связано именно с этой традицией, мол, «комАми» называли духов предков. Иная версия утверждает, что первый блин носили именно медведям — называемых в народе комАми. Однако, ни та, ни другая версия не находят подтверждения в серьезной научной литературе. Но и уж тем более русская Масленица никогда не называлась именем белорусского праздника Камаедзица!

Главной кульминацией празднеств был ритуал сожжения чучела Масленицы. В разных регионах современной России он исполнялся по-разному. Образ чучела далеко не везде был женским. Однако, сами черты традиции сжигать все старое, отжившее, провожая тем самым зиму и ее сонное оцепенение, сохранились на всей территории государства и являются отголосками явно очень древнего и значимого языческого ритуала. Общие черты прослеживаются в обряде, в котором с чучелом Масленицы особо гуляли в последний день праздничной недели, её катали по всей деревне, а иногда и по соседним деревням и торжественно сжигали под песнопения и хороводы. В христианские времена существовало поверье, что через подобное сожжение уничтожаются все грехи за всю масленичную неделю. По-видимому, такие поверья — память о языческом ритуале очищении всего года. С чучелом сжигали все старое, отжившее, непройденное и ошибочное за весь год! 

У восточных славян сохранилась в традициях и вторая часть ритуала: после уничтожения чучела жердь, на котором его несли, или специально срубленное в лесу дерево нарядно украшали пестрыми лентами и иной утварью, часто делая для него крону кольцом из вечнозелёных еловых ветвей. Жердь символизировала мужское начало, крона — женское. Это — символ новой жизни, символ нового года, так сказать, новогоднее древо.

Память об этой традиции осталась у германских племен под названием «Майское древо». Уж не оттуда ли традиция украшать новогоднюю ёлку пошла?
Всероссийский религиозный союз Русская Народная Вера придерживается мнения, что Масленица нашими предками праздновалась в день весеннего равноденствия с соблюдением всех важных древних ритуалов и именно в этот день и надо её праздновать. Однако, если вы в официальные дни празднования Масленицы в России сегодня испечёте блины, помяните предков и сожжёте с чучелом все старое и негативное — ничего плохого в этом не будет!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *