Красота по-русски

Как часто мы слышим выражение «русская красавица». Спроси у любого иностранца, где самые красивые девушки? «Конечно же в России!», — услышишь в ответ. И наше воображение нарисует вдруг кроткую красавицу с длинной косой, здоровым румянцем на щеках. Но всегда ли так было в истории нашего государства? А как же выглядели русские модницы XVII-XVIII веков? Давайте обратимся к первоисточнику — воспоминаниям иностранцев о России и постараемся найти корни российской моды.

Из дневника немецкого дипломата Иоганна Георга Корба во время путешествия в Московское государство (1698 г.)

«Женщины в Московии имеют рост стройный и лицо красивое, но врожденную красоту свою искажают излишними румянами; стан у них также не всегда так соразмерен и хорош, как у прочих европеянок, потому что женщины в Московии носят широкое платье, и их тело, нигде не стесняясь убором, разрастается как попало.»

Описание Московии при реляциях гр. Карлейля (1663 г.)
«Наконец, что особенно достойно замечания, что женщины, будучи вообще от природы красивы и стройны, много румянятся, не допуская возможности без этого быть красивыми. Женщины других наций румянами скрадывают свое безобразие, эти же только портят свою красоту. К тому же румяны, употребляемые ими, столь грубы, что нет нужды быть близко, чтобы их не заметить.»

Из записок о Московии французского дипломата Фуа де ла Нёвилля (1698 г.)
«Сумасбродство этих женщин заходит так далеко, что они красят свое лицо, придают ему тон, который им нравится, и выщипывают брови.»

Из известия англичан о России английского дипломата Энтони Дженкинсона (ХVI в.)
«Муж обязан давать жене краски, так как у русских существует обыкновение краситься; это так обычно между ними, что ни сколько не считается позорным. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски; всего лучше сравнить их с женами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки; брови они раскрашивают в черную краску, под цвет гагата.»

Из сказаний Якова Рейтенфельса светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии (ХVII в.)
«Внешний вид женщин несколько более изящен, но лицо у них круглое, губы выдаются вперёд и брови всегда подкрашены, да и всё лицо разрисовано, ибо они все употребляют притирания. Обыкновение румяниться считается, в силу привычки, столь необходимым, что женщину, не пожелавшую покрасить своё лицо, сочли бы за надменную и стремящуюся отличиться пред другими, ибо она-де дерзко считает себя достаточно красивою и нарядною и без краски и искусственных прикрас. Большинство женщин посвящают поэтому сему пустому занятию много труда, но в возмездие за эту поддельную красоту они, приближаясь к старости, имеют лица, изборожденные морщинами, так сильно они белят и румянят его, некрасивое в естественном своем виде.»

Известен случай, когда супруга князя Ивана Черкасского, что от природы была необыкновенно красива, отказалась белить лицо. Казалось бы, сущий пустяк, но по тем временам это был настоящий вызов обществу. Дошло до того, что все соседки вместе со своими мужьями пришли требовать от женщины соблюдения порядка. Пришлось и красавице использовать ядовитые белила.

Но была и еще одна хорошо забытая практика средь русских модниц — чернение зубов.

Из сообщения английского врача Самюэля Коллинса при дворе царя Алексея Михайловича (ХVII в.)

«Румяна их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов и которые состоят из красной охры и испанских белил.»

«Они чернят свои зубы с тем же намерением, с которым наши женщины носят черные мушки на лице: зубы их портятся от меркуриальных белил, и потому они превращают необходимость в украшение и называют красотой сущее безобразие»

Удивительно, но мода на чёрные зубы дошла до Италии и даже Франции, где одной из первых появилась с чёрной улыбкой Екатерина Медичи.

Обычай обильного применение белил, румян и чернения зубов просуществовал в России вплоть до начала ХХ века.
Среди зажиточных слоёв населения (дворян, купцов, богатых крестьян) данная мода продержалась до конца XVIII — начала XIX веков (о чём имеются свидетельства, в частности, Александра Радищева и Михаила Салтыкова-Щедрина), а в качестве своеобразного рудимента в некоторых местностях России — до начала XX столетия (как, например, у отдельных казанских татарок или олонецких карелок).

Салтыков-Щедрин М.Е. Пошехонская старина. (1880-е)
«Лица их, впрочем, значительно портило употребление белил и румян, а так же совсем черные зубы, в подражание городским купчихам, у которых в то время была такая мода.»

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. (1790 г.)
«Парасковья Денисовна, его новобрачная супруга, бела и румяна. Зубы как уголь. Брови в нитку, чернее сажи.»

Из этнографических органов «Народы Сибири», изд-во АН СССР, Москва — Ленинград, (1956 г.)
«Женщины (татарские) употребляли белила и румяна. От бухарцев было заимствовано окрашивание ногтей в желтый цвет (мятой гвоздикой) или в красный (свежими листьями бальзамина), было распространено чернение зубов.»

Родиной этого обычая считалась Юго-Восточная Азия. Там с чёрными улыбками могли появляться в обществе лишь замужние женщины и их черная улыбка говорила об их высоком статусе и положении.

Чернение зубов сохранилось и по сей день у некоторых народов Азии, Индии, Южной Америки, Африки и, конечно же, в Японии.

Употребление яркого раскраса в древних обрядах дает нам почву и для более серьезных предположений.

«В календарных обрядах … раскрашивание его (лица) сажей, глиной, обсыпание мукой — обязательная часть ряжения, символизирующая собой потустороннюю природу тех существ (духов, демонов, душ предков), от имени которых выступают ряженые» (Славянские древности… С. 124)

Видимо, и такая мода на яркую раскраску, схожую в традициях многих народов с совершенно разной культурой, имеет сакральную природу. По всей вероятности так раньше в эпоху матриархального строя белились представительницы высшей жреческой касты для проведения особо важных ритуалов и обрядов. Таким образом при общения с духами, с Высшим миром, пытались приблизить себя к нему, «уподобиться» Богам. Свое эзотерическое значение со временем эта обрядовость утратила. Но память о высокой иерархии женщины, способной общаться с Богами напрямую, осталась практически во всех культурах в традициях яркого макияжа. Союз «Русская народная вера» ни в коем случае не говорит женщинам, что краситься — это плохо. Но помните, что для яркого макияжа нужен очень торжественный повод!

 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *