Истоки Пасхи на Руси

Символизм Пасхи заключен в таких предметах нашего бытия, как кулич, яйца, застолье с родственниками. Имеют ли они связь с исконной древней верой предков и откуда берутся истоки, нам предстоит разобраться.
Много комментариев оставляют ученые мира, сравнивая Великдень и Пасху. Разобравшись в историческом происхождении этих двух праздников, можно найти определенную взаимосвязь. День окончания Великого поста, который, собственно говоря, и назывался «Пасхой», берет исток из греческого священного писания. Христос был распят на иудейский праздник Песах, переводящийся с греческого, как «Великий день». Согласно этимологии старославянское «великъ дьнь» — это калька с греческого μεγάλη ἡμέρα.
Песах, с исторической точки зрения — центральный иудейский праздник, памятная дата которого возвращает нас к исходу евреев из Египта. Смысл этого события заключен в освобождении богоизбранного. Причиной такому решению фараона послужили 10 казней египетских. В канун десятой казни Бог велел своему народу заколоть ягнят, зажарив их мясо, и кровью пометить дверные косяки.
Воскрешения Христа и праздник «Песах» становятся таким образом совершенно разными событиями в истории Земли. Ничего общего они не имеют. По Евангелию от Матфея (27:15-26) Иисус был распят в празднование Песаха. «На праздник же Пасхи (иудейского Песаха — прим.автора) правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ….. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить….. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.»
«Пейсах» на тогдашнем языке означает «пройди мимо». Их Бог «прошёл мимо» домов евреев, и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы. Вот такой «веселый» праздник празднуется иудеями уже не одну тысячу лет. Отсюда мы можем сделать вывод, что современная Пасха не имеет ничего общего с обычаями и традициями наших предков. Вера и традиции иудеев заключались в отказе употребления зерновых культур, а также продуктов на закваске, тогда откуда происходит традиция печь куличи?
Христианство, как известно, пришло на Русь из Греции. Оттуда и пришли к нам традиции печь так называемый хлеб «артос», первые упоминания о котором были еще в XII веке. Сегодня мы именуем этот хлеб «куличом».
Кулинарная практика в современном мире дошла до почти предельной высоты, но всего каких-то 200 лет назад никто и представить себе не мог, как печь в крестьянской избе в специальных высоких формочках для выпекания. Поэтому нынешняя форма пасхального кулича, так же как и сравнение ее с мужским детородным органом как с символом плодородия — это явно домыслы современных прославянских течений! Исторически кулич выпекался без формы. Он был подовый, т.е. готовился либо на «поду» в печи, либо на противне. Этот тип кулича сохранился надолго. Собственно еще в первой половине XX века в деревнях нередко его таким и пекли.
И все-таки пасхальный кулич — атрибуту для сердца русского человека новый и чисто христианский. С древней ведической культурой он не имеет ничего общего, в отличии от традиции крашения яиц. Есть упоминания о традициях римлян употреблять крашенные яйца при игрищах, храмовых обрядах и ритуалах. Также у них был обычай в начале праздничной трапезы съедать печёное яйцо, что означало успешный зачин нового дела, об этом писал Плиний Старший. Плутарх пояснял эти традиции тем, что яйцо подобно Солнцу, которое всё оживляет и возрождает. Да и в принципе в верованиях многих народов, яйцо символизировало рождение и возрождение, а также считалось, что оно обладало животворным действием. Вспомните, да и в русских сказках смерть Кощея заключалась в яйце. Так что традиция красить яйца в этот день уходит корнями в ведическую древность.

Всероссийский религиозный союз Русская Народная Вера считает, что обрядовость современной православной Пасхи относительно нова и не имеет древнего ведического происхождения. Однако, это стало, бесспорно, любимой традицией нашего народа, неотъемлемой частью его исторической самобытности.

Оставить комментарий